Меню сайта

Категории раздела

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Август » 23 » Грустные истории Посеймья
11:30
Грустные истории Посеймья
присеймеДалеко видно с круч легендарного Путивля. Пожалуй, это единственный райцентр в Украине, с которого можно увидеть соседний райцентр — Бурынь. О том, как живется ныне жителям этих двух районов Сумщины — Путивльского и Бурынского, — и рассказывает эта статья.

Интересные маршруты
Украина готовится к Евро-2012. Каждая область, каждый район составляют интересный туристический маршрут, чтобы показать нашу страну во всей красе. Десятки тысяч иностранных туристов смогут открыть для себя Украину.
Интересный маршрут местным властям предложила первый секретарь Бурынского райкома КПУ Атталия Старосвет — по руинам предприятий некогда промышленной Бурыни. Начинается он с военного завода «Штурм», точнее, с того, что от него осталось. Затем — «Колхозстрой», ушедший в небытие вместе с колхозами и совхозами района. Потом — автопарк. Дальше — овощесушильный завод, обеспечивавший сушеными овощами чуть ли не весь СССР. Предусмотрен осмотр руин кирпичного завода. Но, конечно же, изюминкой такого постиндустриального маршрута должны стать руины Бурынского сахарного завода. Сердобольные бурынцы, не дожидаясь решения местных властей по поводу предложенного маршрута, уже проводят экскурсии на этот объект — результат убийственного курса независимой Украины на капитализм. Причем делают это по собственной инициативе — больно! Вот и я, не прося никого показать мне это предприятие, оказался на нем. Иностранным туристам, конечно, будет совершенно непонятно, как можно полностью работоспособное предприятие просто разобрать по кирпичикам, а оборудование порезать на металлолом. Ведь завод ещё работал в 2008 году! Мало того — это был, по данным администрации, единственный действующий тогда сахарный завод на Сумщине (в 2007 году на Сумщине работали 4 сахзавода). А потом — просто чудеса. Рабочие даже не успели опомниться, как остались без работы. Говорят, если бы знали, что новый собственник купил завод «на запчасти», никогда бы не позволили осуществиться этому. Но теперь уже поздно. Фактически от завода остались одни трубы. Что еще больше удивит иностранного туриста, так это то, что по кирпичику разобрали объект исторической ценности. Ведь корпуса Бурынского сахарного завода были построены еще в 1895 году! Вслед за корпусами на кирпич разобрали помещение клуба сахарного завода 1927 года постройки.
Сейчас — новый всплеск эмоций бурынчан по поводу этого предприятия. На кирпич начали разбирать строение новой конторы сахзавода. «Ну неужели ему нельзя найти применение?! Ведь здание практически новое!» — возмущаются жители города. На это официальная районная газета им ответила: контора — частная собственность. Охраняется Законом Украины «О собственности» и Конституцией Украины. Поэтому что хотят, то и делают.
Печальная история Бурынского сахарного завода как-то не вяжется с ещё прошлогодними заявлениями руководителя Сумской области Юрия Чмыря, который пообещал вернуть Сумщине славу сахарной житницы Украины. Думаю, долго губернатору придется попотеть на этом фронте. Ведь единственный пока действующий на Сумщине завод в с. Жовтневое Белопольского р-на в 2010 году произвел около 16,5 тысячи тонн сахара — на 3 тысячи тонн меньше потребностей только самой Сумской области! Да что там говорить, если на Бурынском сахарном заводе в сезон 1925/26 годов было произведено 14 тысяч тонн сахара!!! А ведь в советское время не один Бурынский сахзавод работал.

Сельские боли
Уничтожение Бурынского сахзавода напрямую отразилось и на сельском хозяйстве региона. Например, раньше жители окрестных сел брали на сахзаводе жом для подкормки скота, что было хорошим подспорьем для тех, кто держал коров. Не стало жома — низкая цена на молоко — нужно больше сена — коров стали сдавать. Например, если раньше в ближайшем к городу селе Чумаково было 100 коров, то теперь — 50.
Конечно, самое обидное для крестьян — это цена на молоко. До слез несправедливая. Сейчас за литр этого продукта в Бурынском и Путивльском районах главный заготовитель молока из села Скуносово Путивльского р-на Валерий Волков платит в среднем 2,10 грн. Альтернативы у крестьян нет, разве что выливать молоко в р. Сейм. Естественно, Волков сдает это молоко на Шосткинский молзавод или Бурынский завод сухого молока совсем по другой цене. Ведет же себя по отношению к крестьянам как настоящий барин: кого хочет — накажет, кого хочет — помилует. Общаюсь с людьми на хуторе Красное Путивльского района. Волков им прочищает зимой своей техникой дорогу — районным властям нет дела до того, как люди смогут выехать из занесенных снегом населенных пунктов. Но в этом году передали: мол, Волков чистит в последний раз, так как вы ему молоко не сдаете. «Да где ж нам взять молока-то? У нас на весь хутор две коровы осталось!» — с ужасом восклицают местные жители, понимая, что зимой могут быть просто отрезаны от внешнего мира.
Кстати, проблема сообщения с внешним миром, которым является город Путивль, — очень острая для жителей Путивльского района. Здесь, наверное, одни из худших в Украине дорог. Из Сафоновки до Путивля — сплошные ямы, так что пешком можно дойти быстрее. Из Путивля в Ревякино после Руднево начинается «вечная» дорога, вымощенная булыжником еще, наверное, в 19 веке, поэтому по ней на машине едешь со скоростью воза.
Другая проблема — транспортная. Ведь все пассажирские перевозки осуществляются частниками. Поэтому они ездят так, чтобы им было выгодно. Но особенностью Путивльского района является огромное количество хуторов, на которых иногда живут несколько человек. И ездить туда часто бывает экономически невыгодно. Но ведь нельзя вообще лишить людей возможности заехать-выехать со своего хутора! Здесь должно вмешаться государство. Но государству наплевать. У нас — капитализм, поэтому жителям хуторов, очевидно, пора готовиться перейти к жизни почти как на необитаемом острове. На упоминавшийся уже хутор Красное автобус раньше ходил три раза в неделю, теперь — два. Автособственнику нерационально. На хуторе Козловка, где постоянно живут человек десять, местные жители вообще не смогли ответить, ходит ли к ним общественный транспорт. Даже в крупные села Путивльского района автобусы ходят не чаще 3-х раз в неделю.
И в Бурынском, и в Путивльском районах поразило меня вот еще что — во многие села хлеб в магазины привозят только под заказ. Либо вообще в магазин не завозят, а приезжает машина из райцентра. Кто хочет — может в определенное время выйти к ней и купить хлеб. В одном селе (а может, это проблема и не одного села) в обоих сельских магазинах не было соли — товар-то габаритный, а дешевый и неходовой. Вот им и невыгодно торговать. Женщина, у которой нам удалось раздобыть полсолонки соли на кашу, сокрушалась — за солью приходится ездить в Путивль.
Села умирают — это видно невооруженным глазом. Возможно ли остановить этот процесс? Повернуть его вспять? Что может предложить сейчас село своим жителям, кроме чистого воздуха? Что поменяется для жителей сёл, если сельхозземли всё-таки попадут в свободный коммерческий оборот?
Вопросов множество. Но ответ очевиден — расцвет села возможен только при непосредственном участии государства в сельской жизни. Никакой рынок, никакой частный собственник вдохнуть жизнь в села не в состоянии.

Автор:Илья ФЕТИСОВ из Бурынского и Путивльского районов Сумской области. Фото Сусанны КАРПЕНКО

Просмотров: 1989 | Добавил: kpu-putivl | Теги: Путивльский РК КПУ, Путивль | Рейтинг: 5.0/1