Меню сайта

Категории раздела

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Август » 21 » ОТМЕНЕНО ЛИ У НАС КРЕПОСТНОЕ ПРАВО?
09:25
ОТМЕНЕНО ЛИ У НАС КРЕПОСТНОЕ ПРАВО?
В ЭТОЙ СТАТЬЕ пойдет речь о правах трудовых коллективов в Украине. Принятие проекта Трудового кодекса всколыхнуло страну. Трудящихся взбудоражило ожидаемое увеличение рабочего дня до 12 часов, а с использованием заложенных лазеек  возможен вообще ненормированный рабочий день; работа в выходные и праздничные дни. При этом у законодателя при первом чтении даже не возник вопрос об адекватной ответственности работодателей за снижение качества жизни, утрату трудоспособности, а то и смерть из-за перегрузок на работе, не говоря уже о том, что таким образом подрывается здоровье нации, нарушаются конституционные права на отдых, охрану здоровья, на жизнь. Мало оставлено шансов для решения острых вопросов на местах. В проект заложено снижение защитных функций коллективных договоров, игнорируется вопрос о правах трудовых коллективов.
 В общем-то, ничего нового в этом нет, с правами трудовых коллективов давно не считаются. Уже два десятка лет продолжается приватизация; предприятия, как когда-то села с крепостными, продаются вместе с трудовыми коллективами. Никто не считается с ними и потом, когда работников начинают массово увольнять. Так это происходило и происходит на «Криворожстали», ожидается на металлургических заводах и угольных предприятиях в Донецке, на многих других предприятиях в разных регионах. Недавно на полгода остановлена работа Донецкого электромеханического завода. Численность работающих на «Лугансктепловозе» за годы «реформ» сократилась с 35 тысяч до четырех. Не только согласия – мнения трудового коллектива никто не спрашивает. Фактически бесправные трудовые коллективы не в состоянии повлиять на ситуацию, даже когда в этом нуждаются собственники, например, в случаях рейдерских захватов. Возникает вопрос: отменено ли у нас крепостное право?
А ведь законодательство о трудовых коллективах в Украине существует. Закон о трудовых коллективах был принят в СССР в 1983 году. Он не отменялся, не противоречит Конституции, значит, продолжает действовать. Отдельные положения о трудовых коллективах прописаны в Хозяйственном кодексе, принятом в 2003 году. Их можно встретить и в уставах предприятий. Но гарантии прав трудовых коллективов в действующем законодательстве настолько сужены, что органы трудовых коллективов на отдельных предприятиях если и сохранились каким-то чудом, то практически бездействуют.
В СОВЕТСКОМ законодательстве права трудовых коллективов на предприятиях были несравнимо более гарантированы, чем сейчас, в независимом правовом демократическом государстве Украина. Гарантировалось участие трудового коллектива в управлении предприятием, в назначении руководителя предприятия и его увольнении. Трудовой коллектив мог предъявлять требования собственнику предприятия о возмещении убытков, причиненных выполнением его указаний, при этом на собственника возлагались как права, так и обязанности эффективно управлять предприятием.
Может быть, это пережиток прошлого, раритет советского периода? Так нет же. Давайте посмотрим на законодательство стран Европейского союза, куда мы, по декларациям, стремимся. Например, в ФРГ действует большой массив законодательных норм об участии персонала в управлении предприятием. Количество законов можно долго перечислять: Закон об акционерных обществах, Закон об участии наемных работников в управлении, Закон об участии наемных работников предприятий угля и стали в управлении, Закон о наблюдательном совете, Закон об участии наемных работников в управлении при транснациональном слиянии, Закон об Уставе предприятия, Закон о совместных решениях. Особенностью системы участия в управлении является паритетный состав наблюдательного совета и паритетное соадминистрирование (представители коллектива и акционеров в наблюдательном совете имеют равные права). Правом выдвижения в наблюдательный совет обладает производственный совет. Производственные советы имеют большое влияние при решении как социально-экономических, так и производственных вопросов. Более того, они объединяют свою деятельность, создавая производственные советы объединений, отраслей, согласовывая и координируя таким образом свою деятельность.
Германская модель участия персонала в наблюдательных советах воспринята с некоторыми модификациями Австрией, Испанией, Нидерландами, Норвегией, Данией, Швецией, Люксембургом. Наблюдательный совет акционерных обществ в этих странах формируется на 2/3 акционерами, на 1/3 наемными работниками. Привлечение персонала к управлению европейской компанией регулируется Директивой от 8 октября 2001 года 
№ 2001/86/ЕС.
ИНТЕРЕСНО, что разговоры о гармонизации нашего законодательства с законами стран ЕС, ведущиеся в Комитете Верховной Рады по вопросам европейской интеграции, почему-то не касаются европейского законодательства об участии персонала в управлении предприятиями, хотя в ЕС такое участие предусмотрено не только на государственных, но и на негосударственных предприятиях и корпорациях. В Украине разрабатывался проект закона с использованием этого опыта, однако его продвижение не дошло даже до рассмотрения на комитетах Верховной Рады.
Вместе с тем, не ожидая изменений в законодательстве, можно и нужно развивать инициативу снизу, создавая советы трудовых коллективов (СТК), чему есть все законодательные основания. Это, прежде всего, Конституция Украины, гарантирующая не только индивидуальные, но и коллективные права и свободы человека и гражданина, которые не являются исчерпывающими. Имеются также базовые нормы в Хозяйственном кодексе, да и на Закон о трудовых коллективах можно ссылаться по аналогии.
Опираясь на Конституцию, нормы которой имеют прямое действие, можно выступать с инициативами в защиту своих интересов и интересов предприятия в целом, требовать учета мнения при разрешении конфликтных ситуаций с государственными органами и разрешении споров в судах, инициировать судебные иски в защиту своих интересов. Во многих случаях интересы трудового коллектива и собственников предприятия будут совпадать, если во главе стоят интересы предприятия. Поэтому в целом создание СТК не должно вызывать противодействия собственников. В любом случае согласие собственников на это и внесение изменений в устав не обязательно: трудовые коллективы могут самоорганизовывать свою де­ятельность и реализовывать свои права на основе Конституции и отвечающего ей законодательства. Можно также требовать внесения соответству­ющих дополнений в устав в судебном порядке.
Еще более важной представляется возможность проводить местные – городские, районные – собрания представителей СТК, которые могут стать той трибуной, где будут согласовываться интересы граждан не только как членов трудовых коллективов, но и членов их семей, а также других участников публичных собраний и просто свободных слушателей. На таких собраниях СТК можно будет выразить и согласовать свою гражданскую позицию по многим не только экономическим, но и социальным, культурным и другим, даже политическим, вопросам.
ЭТОТ ПУТЬ приобретает особую актуальность в свете недавно принятого Закона «О всеукраинском референдуме», что вызвало опасения его «грязного» использования в политтехнологиях. Противостоять злоупотреблению можно и нужно развитием институтов гражданского общества, о которых много говорим, но мало реализуем.
Не менее важное значение имеет возможность влияния решений городских, районных собраний на деятельность органов местного самоуправления. Они могут стать выразителем мнения территориальной громады, организованной по предлагаемому принципу, а территориальная громада согласно Конституции и Закону о местном самоуправлении имеет право принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения. Тем самым можно восполнить отсутствие закона о местных референдумах, ведь после принятия нового Закона «О всеукраинском референдуме» и с отменой предшествующего «О всеукраинском и местных референдумах» местные референдумы как бы канули в Лету. Осталась лишь норма Конституции о них, но нет механизма реализации.
Главное, что эти возможности соответствуют Конституции – «разрешено то, что не запрещено». И права таких собраний и СТК гарантированы в Конституции (в провозглашенном в ст. 22 принципе, что права и свободы не являются исчерпывающими).
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ можно привести решение Федерального конституционного суда Германии по поводу закона об участии трудящихся в управлении предприятием (1976 год), который обосновал совместимость участия в управлении предприятием с защитой частной собственности в Основном Законе ФРГ в значительной мере тем, что все члены участвующего в делах фирмы наблюдательного совета связаны интересом товарищества или предприятия.
Возможности трудовых коллективов, используя конституционные права, влиять на состояние дел на местах огромны. Они широко очерчены в Законе о трудовых коллективах и во многом применимы к современным отношениям. Трудовые коллективы могут рассматривать вопросы, которые выносятся на их обсуждение органами местного самоуправления (ранее – советами народных депутатов), выносить на рассмотрение местных советов предложения относительно комплексного экономического и социального развития на их территории, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции соответствующих местных советов.
Они могут рассматривать проекты законов, решений местных советов, касающихся интересов трудового коллектива, и другие вопросы государственной и общественной жизни и давать относительно них свои предложения. Мнение и предложения трудовых коллективов должны учитываться органами государственной власти при принятии решений, касающихся деятельности соответствующих предприятий, учреждений организаций. На предприятиях могут поднимать вопросы о привлечении к ответственности должностных лиц, причинивших ущерб предприятию, выдвигаться требования учета мнения при принятии решений органами управления предприятия, в том числе при назначении и увольнении с должности руководителей предприятия.
Собственники и директора предприятий не обязаны учитывать эти требования в полном объеме, но не ущемлять заявленные интересы обязаны, ведь в противном случае принятое решение может быть отменено в судебном порядке, а с виновных взыскан причиненный ущерб.
ПРАВОВЫМ основанием для таких выводов является статья 23 Конституции Украины, согласно которой каждый человек имеет право на свободное развитие личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности. В этих нормах заложен метод баланса интересов при урегулировании отношений как в отдельных социальных образованиях, в том числе на предприятиях, так и обществе в целом. Им должны пользоваться как законодательные и исполнительные государственные органы, так и суды. Права и свободы одних должны согласовываться с правами и свободами других, не нарушать их.
Когда нормы законодательства нарушают гарантированные Конституцией Украины права и свободы, суды должны принимать во внимание права и свободы всех заинтересованных сторон, то есть применять норму ст.23 Конституции Украины как норму прямого действия. Такой подход полностью отвечает представлению о судебных органах, именно как судебных, а не просто правоприменительных, которые опираются лишь на прямые указания закона. Это главный ракурс в характеристике независимой судебной власти (независимость от других ветвей государственной власти).
ЗАКОН о советах трудовых коллективов принимался в условиях, можно сказать, стопроцентного членства трудящихся в профессиональных союзах (на селе – в кооперативах). Теперь ситу­ация изменилась: количество профсоюзов увеличилось, количество членов профсоюзов сократилось. Прежним профсоюзам были переданы некоторые функции государства. Нынешним – нет. Прежде на каждом предприятии был один профсоюз. Теперь на предприятии и в отрасли хозяйства может быть несколько профсоюзов, и не все работники являются членами этих профсоюзов. Таким образом, трудовой коллектив и профсоюзная организация – образования не идентичные. Это ослабляет роль и влияние профсоюза на конкретном предприятии. Но за профсоюзами остается право и возможность заключения соглашений с центральными и областными государственными структурами и с соответствующими союзами работодателей.
В таких условиях акцент в деятельности СТК должен быть сделан на обеспечении участия трудового коллектива в управлении предприятием и в обеспечении контакта с органами соответствующей территориальной громады – города, района в решении социальных вопросов. Городские и районные организации со своей стороны могут опираться на СТК и собрания представителей СТК.
При таком распределении сфер основного внимания главные фигуранты гражданского общества – территориальные громады, трудовые коллективы и профессиональные союзы трудящихся смогут сотрудничать, взаимодействовать в решении всех вопросов социально-экономического развития и оказывать существенное влияние на политику.
На тех предприятиях (учреждениях), где не менее 90 процентов работников являются членами одного и того же профсоюза, установленные законом функции СТК могут по решению общего собрания трудового коллектива быть возложены на комитет профсоюза. Об этом должно быть сообщено представительным органам соответствующей территориальной громады, а также областным и центральным органам соответствующего профсоюза.
Органы местного самоуправления обязаны привлекать советы трудовых коллективов предприятий и организаций к рассмотрению (обсуждению) всех вопросов, затрагивающих интересы трудовых коллективов.
Только при усилении роли трудовых коллективов, постоянном взаимодействии СТК с местными советами можно говорить о развитии действительного народовластия – демократии производственной и самоуправления.
Можно надеяться на здравый смысл законодателя и активность общественных организаций в противодействии принятию сомнительных законов. Но лучше, не откладывая в долгий ящик, заняться самоорганизацией, создать на своих предприятиях СТК и наладить сотрудничество с другими СТК, подготовиться к возможному принятию нового Трудового кодекса и другим «сюрпризам».

Светлана ГРУДНИЦКАЯ,
зав.сектором Института экономико-правовых исследований НАН Украины,
доктор юридических наук профессор.
http://www.cominformua.com/index.php/razdeli/trudova-ukraina/item/1765-otmeneno-li-u-nas-krepostnoe-pravo?
Просмотров: 810 | Добавил: kpu-putivl | Рейтинг: 0.0/0