Меню сайта

Категории раздела

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Февраль » 2 » ОТВАЖНЫЙ ВОИН И УЧИТЕЛЬ
14:31
ОТВАЖНЫЙ ВОИН И УЧИТЕЛЬ
БывалинКак-то впопыхах предновогодних хлопот, а затем и праздничных торжеств к стыду превеликому запамятовали поздравить этого горячо уважаемого человека – отважного воина и мудрого педагога – Николая Евдокимовича БЫВАЛИНА. Тем более непростительно, что нынешним первым январем исполнилось ему  95!
 Ветеран войны и труда глубоко убежден, что в стране в конце концов должен быть наведен должный порядок и достигнуто взаимопонимание во всем и у всех. Иначе за что же они, наши героические предки, боролись, кровь проливали? И что бы сказали  те павшие солдаты, которых в пылу сражений и похоронить не могли достойно (успевали лишь в шинельку завернуть) и над чьим прахом клялись достойную жизнь построить и никогда не забывать своих павших героев?!
Мы уже не раз писали об этом замечательном, исключительной порядочности и скромности человеке. Но хочется  еще хоть немного напомнить о жизненном его большом и славном пути. К тому же повод для этого более чем…
ТОТ БОЙ ЗА РЕЧИЦУ...
Многие фронтовые эпизоды держит его цепкая, не по годам      память. Ночью подними – скажет, где и когда воевал, безошибочно назовет имена-фамилии боевых побратимов и командиров, номера частей и названия воинских подразделений, населенных пунктов, что,  словно вехи,  застолбились на длинном боевом пути... А сколько эпизодов самых разных запечатлелось…  Но от этого, наверное, только больнее сердцу.
 Вот и тот тяжелый бой за белорусский город Речица нет-нет, да и отзовется горечью. И не только потому, что стал для него он боевым крещением. А и еще из-за одного случая, который  и сегодня часто, словно наяву, предстает перед глазами…
 Самому-то ему пришлось еще до этого многое пережить. Надо же было такому случиться, что как раз перед войной его, сельского учителя, тяжелый тиф надолго уложил в постель. Народу и не перечесть сколько в ту пору забрала эта черная хворь! Перекрутила-перекачала и его. Выжить-то ему удалось, но еще долгое время буквально на глазах таял и силы постепенно оставляли слабое тело. Правда, здесь ему в одном  повезло:  вскоре нагрянувшие в наши края фашистские оккупанты, как говорится, десятой дорогой обходили дом  тифозно больного, пуще смерти боясь заразиться.
 Но ныла-разрывалась душа, рвалась на бой против гитлеровского зверья, звала на месть священную за поруганную родную землю.  Что, однако, мог поделать он, помочь чем, если ноги подкашивались, и руки плохо слушались.
 Молодой организм, тем не менее, постепенно побеждал, силы возвращались. Так что в 43-м, когда наши войска уже погнали супостата от отчего дома, надел солдатскую шинель и он. Был зачислен в артиллерийский расчет и сразу попал в многострадальную Беларусь. И здесь столько всего насмотрелся, ведь сильно лютовали там гитлеровцы, хотя и у нас они натворили много беды! Представить только: ни одного уцелевшего села не встречали бойцы на своем пути. Одни лишь черные пепелища да, словно памятники изуверству, возвышающиеся над кострищами  обгоревшие печные трубы. И люди появлялись тут очень редко. Не выдерживая нечеловеческих издевательств, массово уходили они в леса, скрываясь в густых чащобах  и непроходимой  топи болот.
 Лежал в сплошных руинах и некогда цветущий город Речица. В задачу наших частей входило, во что бы то ни стало захватить и удержать мост, к которому пробегала лишь узкая дорога, окруженная с обеих  сторон непроходимыми болотами. А тогда, как обычно бывает перед боем, вокруг стояла, готовая в любой момент  расколоться, предательская тишина, болью давила на уши. Все замерли в ожидании сражения. Команда была – строго соблюдать осторожность и не в коем случае не стрелять. Как вдруг с неприятельской стороны во всю заговорили пулеметы. Казалось, все перекрыла воющая пулевая завеса  и  никто не смог бы пробиться сквозь этот сплошной огненный шквал. Никто, кроме молоденькой женщины, с накрепко прижатым к груди маленьким сверточком. Презрев смерть, она, петляя по дороге, неистово бежала в сторону своих.
 – Все мы, потеряв дар речи, молча следили за этим ужасным поединком, сцепив зубы, и до боли прижав оружие от скорбного чувства  собственного бессилия помочь бедняжке, – рассказывает Николай  Евдокимович. – Но, наверное, сам Господь вел ее по этой страшной, без всяких шансов на спасение, смертельной стезе. Вел и спас…
 Наконец она, сама совсем девочка, с притихшим ребенком на руках в измождении упала на подхватившие ее крепкие солдатские руки. Тогда только и запомнилась слабенькая, выстраданная улыбка и с трудом прозвучавшее «спасибо». На большее ее, по всей вероятности, не хватило. Кто она, что заставило ее совершить такой рискованный поступок, узнать не успели, поскольку в ту же минуту прозвучала команда « К бою!» и солдаты дружно ринулись вперед на врага. Дрались они отчаянно, не думая о себе. И победили. В том сражении отличился расчет нашего земляка:  он  и его  товарищами получили первые свои награды – медали «За боевые заслуги».
 Часто  беседовали мы с бывалым фронтовиком, и он каждый раз непроизвольно вспоминал об этом эпизоде, повторяя, что  происшедшее под Речицей  буквально потрясло всех. Любой из бойцов думал тогда об отчем доме, о судьбах  родных и близких людей...
 Большой боевой путь прошел Бывалин. После Белоруссии он сражался в Варшаве рука об руку с восставшими польскими патриотами. И там, в одном из боев с фашистскими «тиграми» проявил мужество и отвагу, уничтожив два бронированных чудовища. Был ранен. И уже в госпитале  поначалу забеспокоился: «Неужели все, отвоевался?!». А когда доктор утешил, сказав, что страшного ничего нет и «до свадьбы все заживет», улучил момент и сбежал от медицины к своему расчету...
 Через несколько дней, уже после одного из боев в Пруссии, Николая Евдокимовича срочно вызвали в штаб, где вручили высокую награду. Оказалось, за то сражение с танками он стал кавалером высокого ордена солдатской Славы Ш степени.
 Довелось Бывалину и Одер форсировать. С еще не остывшими после жаркого боя бойцами тогда встретился маршал Рокоссовский, тепло беседовал с ними, благодарил и очень просил «еще чуточку поднапрячься… лишь до Берлина». Узнал Бывалин, что прославленный военачальник освобождал Сумщину, потому и стал  с тех пор считать его своим земляком. Очень гордился этим.
 Солдаты  с честью выполнили просьбу командующего, дошли до фашистского логова и «скрутили шею» ненавистному врагу. И вновь Николай Евдокимович отличился в последнем для себя бою, после которого  тут же получили приказ «привести в порядок орудие, отдыхать и ждать дальнейшего распоряжения». В ту ночь глаз не сомкнул никто, каждого не оставляло чувство чего-то важного, очень весомого. Уже когда ночная мгла тихо уползала с дымящейся, изрытой снарядами земли, было объявлено срочное построение. В волнительном ожидании  застыли бойцы. И вдруг услышали, что нынешней ночью  фашистская Германия подписала акт о безаговорочной капитуляции!
 Трудно передать словами то поистине вселенское ликование, ту неповторимую радость. Казалось, мощное солдатское «Ура!» слышалось не только в лежащем у ног победителей поверженном Берлине, а и долетало до каждого, даже самого дальнего уголка родного Отечества. Все обнимались, целовались друг с другом, не стеснялись слез радости. Палили в воздух из всех видов оружия, освещая  уже мирное небо яркими ракетами. И летели, летели вверх пилотки, фуражки… Так пришла к нему и его однополчанам такая долгожданная, такая выстраданная Великая Победа.
 Удивительно, но как начинал земляк воевать со своим боевым расчетом, так и закончил ее. Сумел командир сохранить и товарищей, и орудие. И сегодня, по прошествии стольких лет, трепетно помнит каждого своего боевого побратима, знает до самых мельчайших подробностей об их личной жизни. Помнит и чтит...
 
ПОСВЯТИЛ СЕБЯ САМОЙ МИРНОЙ ПРОФЕССИИ
Домой Николай Евдокимович возвратился с тремя орденами и десятком медалей. Уж как  изболелось сердце бывшего старшего сержанта, истосковались загрубевшие в дальних походах руки! Хотелось поскорее вернуться к мирному труду. И все старался представить, как войдет в класс, встретится с пытливыми мальчишескими глазенками, как расскажет им о минувшей войне и поведет их в мир знаний. Так оно и случилось. И немало лет учил деток в родной школе.
 А вскоре опытного педагога назначили заведующим районным  отделом народного образования  Шалыгинского района. Затем возглавлял он организованную им же школу-интернат. Ох и нелегко учителям доводилось. Воспитанниками их были в основном сироты, лишенные детства, каждый ребенок с покалеченной войной судьбой. И всех хотелось согреть любовью, хоть чуточку дать  родительского тепла. Было здесь  и немало  ребят с физическими недостатками, к которым требовались особый поход, внимание. Но руководимый бывшим фронтовиком педколлектив с успехом  решал стоящие перед ним серьезные задачи. Не случайно ведь за свой нелегкий труд директор заслужил немало самих разных благодарностей, грамот, был отмечен Верховным Советом Украины и получил трудовую медаль.
 Не отнять у ветерана и того многого, что сделано им по патриотическому воспитанию наших юношей и девушек. По возможности он продолжает это благородное дело и сейчас.
 Такой вот этот заслуженный человек – отважный фронтовик и прекрасный педагог Николай Евдокимович БЫВАЛИН.
 Девяносто пять отсчитала ему большая его жизнь. До круглой даты, до первого столетия, как говорится, рукой подать. Дай-то Бог встретить и отметить ее во здравии! И ветеран полон и желания, и решимости в этом. Ведь характер у него, как и у большинства дорогих наших ветеранов сильный и несгибаемый.   Обидно лишь нередко становится от черствости отдельных наших чиновников. По случаю хотелось бы напомнить, что несколько лет назад Николаю Евдокимовичу твердо было обещано помочь с ремонтом его старенького дома – сверстника хозяина. Словно по иронии, приезжали одна комиссия, вторая, приходили специалисты из ЖЭКа, чиновники из горсовета. Слова самые теплые говорили, пожелания разные, замеряли, считали и… обещали. Но получается, что на то обещанное, по всей вероятности, обычно гарантируемых трех лет будет мало. Потому и сильно сомневается ветеран, что уж  дождется…  Все-таки верится, что вспомнят о заслуженном человеке, о долге своем перед такими, как Бывалин. Да и выполнят в конце концов свои щедрые посулы, пожалеют нервы и здоровье знаменитого нашего земляка. Или черствость и неуважение и на этот раз будут сильнее внимания и заботы,  выше сыновнего долга?!
 Ну а нам хочется еще раз поздравить Николая Евдокимовича с его большой и доброй датой. Пожелать, как и прежде, быть горячим жизнелюбом и никогда ни в чем  и не перед кем не сдаваться. А еще бодрости и всегда хорошего настроения. И, разумеется, здравия отменного солдатского!
Л. ПАВЛОВ
По материалам ПВ
Просмотров: 914 | Добавил: kpu-putivl | Теги: Бывалин Николай Евдокимович, Путивль, Путивль КПУ | Рейтинг: 0.0/0