Меню сайта

Категории раздела

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 130

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 17 » Путивляне, нам есть чем гордиться!
13:45
Путивляне, нам есть чем гордиться!
15.06.2013 года Сумской областной комитет партии провел автопробег маршрутом Спадщанский лес – Путивль – Глухов – С.Буда – Старая Гута, посвященный 70-летию Карпатского рейда.
Путивльский районный комитет партии встретил участников пробега очень радушно по-украински с хлебом и солью, который вручили девушки в украинских костюмах секретарю Сумского областного комитета партии Сиряченку Валерию Владимировичу. Были возложены цветы к памятникам С.В. Рудневу и С.А. Ковпаку. После торжественного возложения цветов участники пробега посетили Спадщанский лес, где была проведена экскурсия в краеведческом музее, музее боевой техники и по местам боевой славы партизан-ковпаковцев. Было море восторженных впечатлений слившихся с чувством гордости за свой край, за людей, которые сражались и отдавали свои жизни в этом лесу.
Вечная память погибшим и вечная слава живым!!!
Давайте вспомним, как это все начиналось.
Начало Карпатского рейда Соединения партизан Сумщины Сидора Ковпака можно указать с точностью до часа — 12 июня 1943 года, 18.00. Чего нельзя сказать о дате окончания. Потому что возвращались из Карпат партизаны разрозненными отрядами, группами, по одиночке.
В середине сентября на хутор Конотоп на севере Ривненщины, определенный еще в Карпатах местом сбора, начали прибывать первые группы ковпаковцев. В конце сентября — основные отряды.
Окончанием рейда можно считать и 21 октября 1943-го. Тогда Ковпак подписал отчет о рейде для Украинского штаба партизанского движения .
Суть задания рейда была заключена в диверсии на нефтепромыслах, изучение ситуации в оккупированной Западной Украине. Главное — прийти в Карпаты и остаться там. Создать в горах партизанский край, подготовить базу для прихода туда других партизанских соединений.
Уже имелись такие края в правобережном Полесье. В частности, глубокой осенью 1942-го с левого берега Днепра на север Киевщины и Житомирщины перешли отряды Ковпака и Сабурова, впоследствии это стало Черниговское соединение Федорова.
Партизаны очистили от немцев большие районы и обустроили аэродромы для приема самолетов с Большой земли. Те поставляли все необходимое для войны — и взрывчатку, и квалифицированных подрывников. Назад самолетами вывозили больных и раненых. В итоге стратегическая железная дорога Ковель – Киев очутилась под постоянным прицелом партизан. Кроме того, весной 1943 года партизаны сорвали попытки немцев наладить судоходство на Припяти.
Подобный партизанский край в Карпатах мог нанести новый удар по немецкому тылу. В частности, и по карпатским нефтепромыслам. Для первого прыжка выбрали соединение Ковпака.
12 июня от села Милошевичи на украино-белорусской границе (север Житомирщины) в Карпаты отправились 1517 бойцов. Из тяжелого оружия имели две 76- и пять 45-миллиметровых пушек, несколько минометов разного калибра. Телеги были перегружены взрывчаткой и боеприпасами. Накануне в Западную Украину отправилось соединение Федорова. Но не в Карпаты, а на Волынь. Федоров закрепился под Ковелем и почти полностью парализовал работу этого важного железнодорожного узла.
Обходив Ривне с запада, Ковпак резко повернул на юг, прошел всю Тернопольщину. В ночь на 16 июля партизаны переправились через Днестр по мосту севернее Галича и вошли в горы. И уже вечером того же дня немцы — Войцехович пишет, численностью 60 тыс. блокировали соединение на 8–10 кв. км. Две недели Ковпак кружил по горам, прорывая одно окружение за другим. А было их свыше 20. За это время соединение потеряло все тяжелое оружие, обоз, всех коней — ездовых и кавалерийских. Часть из них ковпаковцы съели, потому что голодали. Всех тяжелораненых, кто не мог сам идти, собрали в отдельную, седьмую группу, дать им охрану-сопровождение (роту, полсотни бойцов) — и дай Бог удачи.
Отдать такой приказ Ковпак долго не решался. Но выхода небыло. Больным нужна была помощь. Надежда, что большинство отрядов выйдут из Карпат и соединятся опять, была призрачной. Но произошло чудо — из Карпат вышли все шесть отрядов. Даже большинство тяжелораненых удалось спасти.
Ковпаковцы пришли на территорию, абсолютно не приспособленную к той партизанской войне, к которой привыкли за два года.
Поддержка с Большой земли была невозможной: фронт вдалеке от Карпат, самолеты за ночь не долетали. А если бы и долетали, то как сбросишь груз, когда партизаны ведут непрерывные бои и не могут нигде остановиться дольше, чем на полсуток? Необходимой для любого партизанского движения поддержки местного населения не было. И не потому, что это ” захидняки”. Если бы даже гуцулы все были на стороне партизан, то при тех обстоятельствах и они ничем не помогли бы.
Возникает другой вопрос: откуда в Карпатах вдруг оказалось пусть 60 тыс., немецких воинов, с артиллерией, танками и авиацией, которые в первый же день по приходе Ковпака в горы навалились на партизан? Петр Вершигора был убежден, что немецкое командование предварительно собрало силы против Ковпака, умышленно пропустило его в Карпаты, просчитав, что в горах его будет намного легче уничтожить. Указывает Вершигора и время, когда немцы ”засекли” движение Ковпака в Карпаты.
Обергруппенфюрер Крюгер правильно определил направление движения партизан
Идя через Тернопольщину на юг, партизаны пересекли железную дорогу Тернополь – Проскуров – Жмеринка. Они были удивлены: с интервалом в считанные минуты двигались эшелоны, груженные военной техникой. А охрана железной дороги по привычным партизанским меркам — курам на смех. Ковпак до того пытался идти тихо, чтобы немцы как можно позже обнаружили, что в их глубоком тылу появились партизаны. А здесь не удержался и позволил взорвать несколько небольших железнодорожных и шоссейных мостов вокруг Тернополя. Партизаны высчитали, как лучше взорвать мосты минимальным количеством взрывчатки, приберегая ее для Карпат. Это была самая большая диверсія и большая заслуга партизан в том, что они вывели из строя железнодорожный узел Тернополь”.
Мосты взорвали в ночь на 8 июля — через два дня после начала наступления немцев на Курской дуге. По этой дороге везли танки. Это был действительно мощный удар по врагу, о чем ковпаковцы тогда и не догадывались. Но это стало причиной и будущих их бед. Об остановке важнейшей для Восточного фронта магистрали, да еще и в разгар Курской битвы, не могли не доложить Гитлеру. И тот приказал немедленно уничтожить ”бандитов”. Потому за считанные дни против Ковпака и собрали такие значительные силы. Возглавил их опытный в проведении антипартизанских операций обергруппенфюрер Крюгер.
Он правильно определил направление движения ковпаковце в и пропустил их в горы. Дальше осталось лишь реализовать свое абсолютное военное преимущество.
Но немцы не смогли уничтожить соединение, хотя имели для этого все возможности. Именно тем, что шесть групп опять стали единым целым, ковпаковцы гордились больше всего. Войцехович приводит такие цифры из отчета : из Карпатского рейда вернулось 1047 из 1517 лиц, уничтожено 3360 гитлеровцев, четыре танка, три самолета.

Л.Ю. Мамыкина, секретар по идеологии Путивльского РК КПУ
Просмотров: 266 | Добавил: kpu-putivl | Рейтинг: 5.0/2