Все меньше остается в рядах ветеранов Великой Отечественной бойцов, прошедших через лихолетье одной из самых жестоких и кровопролитных войн.
Иван Ефимович Землянский из поселка Воронеж Шосткинского района Сумской области один из них.
В Красную Армию он был призван 20 сентября 1940 года и направлен на службу в Подмосковье в уже тогда прославленную отдельную мотострелковую дивизию имени Дзержинского. К началу войны стал опытным механиком-водителем танка отдельного танкового батальона. Такие специалисты оказались особенно ценными в первые тяжелейшие месяцы войны на фоне необстрелянных новобранцев 41-го, которые иногда не успевали поменять перед боем гражданский пиджачок на гимнастерку.
Самым незабываемым в его боевой биографии стало сражение на подступах к Москве. И, конечно, участие в военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. То утро навсегда осталось в памяти танкиста. Легкий морозец, нежный снежок, красная кремлевская стена, руководители СССР на трибуне Мавзолея. И слова Сталина: “Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..” До сих пор в семейном архиве ветерана хранится пожелтевшая газета “Красная Звезда”, где на одном из снимков он со своими товарищами перед началом парада. Прямо с Красной площади
танкисты отправились на боевые позиции.
Они надежно прикрыли подступы к Москве на своем направлении. “Так как танки БТ-7 обладали высокой скоростью, но в условиях пересеченной местности слабой маневренностью, мы их использовали как долговременные огневые точки, — вспоминает Иван Ефимович. — Рассредоточили танки через каждые 50 метров и закопали в землю. Танкисты называли их дотами. Мы вели огонь такой плотности, что комар не пролетит. Позиции удерживались с начала ноября до самой середины декабря, пока не подошли сибирские дивизии и не отогнали немцев от Москвы на 150-200 километров”.
В дальнейшем, уже в 1942 году, Иван Ефимович участвовал в боях на подступах к Кавказу, где было крайне важно преградить немцам путь к бакинской нефти и в Грузию. Тогда был создан специальный батальон танкистов, крепких ребят, которые могли сражаться в условиях высокогорья. Со своими друзьями-побратимами Землянский надежно закрыл Сванетский перевал. После обороны Кавказа участвовал в контрнаступлении вплоть до взятия Ростова.
Дивизии имени Дзержинского доверяли решать самые специфические задачи в условиях сложнейшей оперативной обстановки как внутри страны, так и при охране особо важных объектов за ее пределами. Ивану Ефимовичу в составе танкового батальона выпала нелегкая, но почетная миссия по защите “караванного” пути для доставки американской продукции военного назначения и продуктов питания по ленд-лизу через Пакистан и Иран. Поэтому маршруту, получившему наименование “персидский коридор”, было перевезено 4,2 миллиона тонн грузов. Всего 23,8% от объема всей помощи.
Служба выдалась напряженной и изнурительной — в танках, совсем не приспособленных к палящей жаре, охранять тысячекилометровый путь по пустыням и горам. Правда, едва не исполнилась вековая мечта русского воина - помочить ноги в Индийском океане. Не хватило нескольких десятков километров. Там же застало известие о Победе, после чего батальон вернулся в расположение своей дивизии. Тут Ивану Ефимовичу распоряжением командования доверили высокую честь принять участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Естественно, что проходил он уже совершенно с другим эмоциональным подъемом, который на всю жизнь отпечатался в его памяти.
После войны Землянский вернулся в родной поселок. Работал и председателем поссовета, и заведовал отделом культуры в райкоме партии. Однако большую часть своей трудовой жизни преподавал в местной школе. Учил детей химии и биологии. Без работы своей жизни он не представляет. После выхода на пенсию трудился простым слесарем. А когда здоровье начало подводить, занялся пасекой. Ныне, в свои 93 года, ветеран в шутку называет себя “дворянином”. Мол, дальше двора уже никуда не хожу...
Виктор Толокин
|