Меню сайта

Категории раздела

Видео

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Июль » 22 » Эхо Карпатского рейда
15:17
Эхо Карпатского рейда
Руднев С.В.
Осенью 1942 г. в ковпаковском соединении появился наш земляк – заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения, уроженец села Кочерги Путивльского района Иван Константинович Сыромолотный. У него типичная биография советского активиста-выдвиженца. Председательствовал в комнезаме и сельсовете, организовывал на селе комсомол, работал в МТС. После учебы был направлен на партработу. Перед войной работал 2-м секретарем Николаевского обкома, имел орден Трудового Красного Знамени. Во время войны – в действующей армии: начальник отдела политуправления, член военного совета Южного фронта, звание - бригадный комиссар. Потом был переведен в партизанский штаб.
К сожалению, личные качества Сыромолотного не позволили ему принести пользу  на столь ответственном участке. В Украинский штаб партизанского движения пошли отрицательные характеристики на всех. Сабурова он "повеличал" авантюристом, требовал отстранить от командования. О секретаре подпольного обкома Сумской области П. Куманьке отзывался вообще непечатно. С Ковпаком и Рудневым поначалу отношения были хорошими: "Хороший дед Ковпак. Дело конечно здесь крутит Руднев... воистину, комиссар парень с умом, грамотный и военный человек, прекрасный товарищ" - писал он начальнику штаба Т. Строкачу. В свою очередь Руднев утверждал, что Сыромолотный приносит в соединении большую пользу. Исследователи отмечают, что имеющиеся данные характеризуют Сыромолотного как человека энергичного и деятельного, но в то же время амбициозного, завистливого и неуравновешенного. Ему хотелось иметь реальную власть в соединении, получить высокие награды и воинские звания. В результате, как докладывал в ЦК Т.  Строкач, Сыромолотный "встал на путь систематического противоставления командования соединения Украинскому штабу", начал плести интриги, конфликтовал с Вершигорой.
Особую зависть у него, видимо, вызывал комиссар Руднев. Сыромолотный допустил резкие высказывания в его адрес, обзывал врагом народа, требовал "убрать". Выходку эту рассмотрело партбюро соединения, дало нелицеприятную оценку, протокол был направлен в ЦК КП(б)У. Сыромолотного отозвали, и направили членом военсовета в 5-ю гвардейскую танковую армию. Там его карьера сложилась куда удачнее – в отставку вышел гвардии полковником, после войны работал директором УНИАН, в Президиуме Верховного Совета УССР. На послевоенной фотографии Сыромолотного – 6 орденов. 
12 июня 1943 г. начался Карпатский рейд. Ковпак и Руднев уже были генералами, под их началом состояли 1517 бойцов. Эта операция ковпаковцев до сих пор будоражит умы. Есть желающие объявить целью рейда борьбу не с фашистскими оккупантами, а с подпольем ОУН и их вооруженными формированиями. Дадим слово незаинтересованному свидетелю - подполковнику УПА С. Фрасуляку (псевдо "Хмель"): "Велике з'єднання большевицьких партизан Ковпака перейшло через Полісся і Волинь до Галичини. Заміром Ковпака було в Чорному Лісі розділити свое з'єднання на дві частини. Одна мала залишитися в Чорному Лісі, там отаборитися та з цієї бази робити випади на нафтові осередки Битків, Майдан... Друга частина мала дальше рейдувати на захід та з Майданських лісів робити випади на Бориславський басейн. У Чорному Лісі дійшло до важких боїв між "чубчиками" та нашими повстанцями...Ковпакові не вдалося зробити з Чорного Лісу своєї бази... В боях із "чубчиками" відзначилися повстанські відділи Різуна, Благого, Гамалії, Черника та інші. Украинські повстанці в поборюванні ковпаківців уживали багато военної хитрості, обману та кмітливості".
Что да, то да... Генерал КГБ Ю. Князев в интервью "Рабочей газете "приводит случай, который ему приходилось расследовать - в сентябре 1943 г. националисты обманом заманили в дом лесника 14 ковпаковцев, из которых только один спасся...
Таким образом, в Карпатах ковпаковцы сразу натолкнулись на ожесточенное сопротивление отрядов националистов. Как пишет в книге "Повстанческая армия: тактика борьбы" современный исследователь С. Ткаченко, это были не УПА а УНС (Украинская народная самооборона, позднее войдет в состав УПА): "Примером успешного противостояния ОУН советским партизанам может служить срыв операции партизанского соединения Сидора Ковпака по овладению Карпатами. Отделы УНС поначалу не обладали достаточными силами для остановки противника (неудачная попытка "самооборонцев" помешать ковпаковцам перейти через реку Днестр у села Бортники Товмацкого района). Тем не менее, отдельные отряды соединения партизанского генерала (особенно в Черном Лесу) все же попали в окружение и были уничтожены". С. Ткаченко делает абсолютно верный вывод: "Война национальных повстанцев и подпольщиков с советскими партизанами и разведчиками была одной из самых трагических страниц в истории. Украинцы уничтожали друг друга в братоубийственной войне".
Тем не менее, ковпаковцы выполняли свою боевую задачу. Добавлю, что  поход имел международное значение: из соединения в Венгрию, для разворачивания антифашистской борьбы был направлен отряд мадьярских солдат, перешедших на строну партизан. Венгерский историк Й. Гажи констатировал:  "Приграничный рейд Ковпака доставил немало хлопот жандармам, полиции и центру государственной безопасности". А еще, по свидетельству начальника штаба Первой партизанской дивизии В.А. Войцеховича, в тот период руководство рейха уже намеревалось приступить к выполнению плана онемечивания Украины. Большая часть населения Галичины должна была быть вывезена в Германию на работы, а вместо них должны были поселяться немцы: не из самой Германии, а из других стран Европы. Но генерал-губернатор Польши Г. Франк записал: "Имеем сообщения, что сейчас там очень неблагоприятные условия для переселения". И условия эти фашистским колонизаторам создали ковпаковцы. 
При выходе из окружения, возле Делятина, погиб С.В. Руднев, который по своему обыкновению находился на самом опасном участке боя. И тут мы подходим к очень болезненной теме: как погиб "партизанский Данко"? Десятилетиями ответ на этот вопрос не вызывал ни у кого сомнений: полег, как герой, в бою с фашистами. Но в 1990 г. публикуется версия, что убили комиссара свои, по заданию НКВД, бросается обвинение конкретному человеку. И версию эту выдвинул очень и очень заслуженный человек – П.Е. Брайко, Герой Советского Союза, командир полка в партизанской дивизии им. Ковпака. После войны окончил академию им. Фрунзе. По ложному обвинению отсидел 6 лет в ГУЛАГе, был реабилитирован, командовал внутренними войсками в Казахстане, окончил литинститут им. Горького, написал немало хороших книг. Заявление это вызвало бурю возмущения, в первую очередь среди самих партизан. В судебном порядке утверждение об убийстве комиссара радисткой Вершигоры А. Лаврухиной признано не соответствующим действительности. И тем не менее, сам Брайко по-прежнему его придерживается, появилось у него и немало приверженцев. Не сомневаюсь, что он сам искренне верит в свою правоту.
Любой из нас имеет право на собственное мнение о ком и о чем угодно. Но высказывая свою точку зрения, желательно все-таки ее аргументировать. При всем уважении к заслугам Петра Евсеевича и его почтенному возрасту, согласиться с его мнением трудно. Все построено на пропавших письмах и разговорах с умершими.
Картина тут никак не складывается. Не было для убийства Руднева ни причины, ни повода. Никак не вяжется с убийством и Сыромолотный: к тому времени он давно воевал в Прибалтике, и никакого влияния в соединении иметь не мог. Лаврухина входила в группу Вершигоры, который подчинялся Главному разведуправлению РККА. То есть, отдавать приказы, да еще такие, его подчиненным Сыромолотный, как представитель Украинского штаба партизанского движения, просто не мог. Да и то сказать – был он в соединении далеко не последней фигурой, но чтоб имел полномочия единолично приговаривать к смерти, да еще человека такого уровня, как Руднев... И никаких ведь документальных следов! В партизанских отрядах, и в ковпаковском соединении тоже, достаточно часто расстреливали, а то и вешали – и пленных полицаев, и своих – дезертиров, предателей, мародеров – всякое бывало! О каждом таком случае составлялся подробный акт, с обоснованием решения о казни. Документы эти пересылались на "Большую землю", там их тщательно изучали, и при недостаточной аргументации или неряшливом исполнении отсылали обратно. А тут приговаривается генерал, комиссар соединения – и ни одной строчки! А ведь ликвидация врага – это во- первых, ответственное задание, о выполнении которого необходимо отчитаться. А во-вторых – заслуга, за которую неплохо получить поощрение. И все это – куча бумаг –  "учет и отчетность"! Не хотели "возвышения врага народа"? Так не хотели, что присвоили ему генерала, ввели в состав ЦК... 
Генерала Рокоссовского, например, 3 года держали под следствием, и это не помешало присвоить ему маршала, назначить командовать Парадом Победы и направить министром в Польшу. Боялись возмущения открытой расправой? Ну, это уж – "та облиште". Арестовывали наркомов, маршалов, ленинских соратников, судили открытым судом, расстреливали – и почему-то не боялись. 
Те же, кто в последние годы поддерживает версию Брайко, руководствуются, как правило, аргументами чисто идеологического характера: сталинизм был преступным режимом, так что чего тут сомневаться. Но я не коммунист, не антикоммунист и вообще не состоял никогда ни в какой партии. И просто пытаюсь увидеть реальную картину, не стараясь угодить кому-либо или кого-то очернить. Так вот, после публикации в "Правде" статьи Брайко КГБ УССР было дано задание разобраться в вопросе. В "Рабочей газете" публиковалось интервью с заместителем председателя республиканского ГБ, генералом Г.К. Ковтуном и заведующим архивом ЦК КПУ Р.Я. Пирогом. И Пирог сказал, что в отчете одного из отрядов самообороны говорится, будто раненный Руднев был застрелен ее участниками. Клевета? Но ведь сами повстанцы и их сторонники настаивают на том, что воевали с ковпаковцами. Мало того! В цитируемой выше книге Ткаченко говорится, что УНС "разбила отряды Ковпака под Делятином". То же утверждается в изданном еще в 1993 г. справочнике по истории Украины "Шляхами віків": "Рейд партизанського загону С. Ковпака з Путивля через Волинь у Карпати. Розбитий відділом української народної самооборони 1.VIII.1943 під Делятином". Что же там произошло, под Делятином, после ранения комиссара и разделения соединения на отдельные группы? По словам Пирога, эти документы направлялись в редакцию "Правды" для публикации. Насколько мне известно, опубликованы они не были. А очень бы хотелось, чтобы их все-таки  обнародовали. 
А обвинения – вещь обоюдоострая. Самому П.Е. Брайко задают вопрос: почему же он не выполнил прямой приказ командира соединения, который послал его во главе 4 батальона на помощь группе Руднева, почему, не дойдя буквально несколько кило-метров до места боя, он повернул в сторону? Об этом писал в свое время в нашей районке фронтовик, полковник Музыря, член Всеукраинского совета краеведов, в газете "Граница России" – доктор исторических наук, профессор, генерал-майор В.Н. Андрианов, писала "Правда Украины"...
Вот такое эхо Карпатского рейда, дошедшее до нашего времени. 
Но как бы то ни было, соединение ковпаковцев в очередной раз вышло из окружения. Вести речь о том, что Ковпака в Карпатах разбили, значит, просто не понимать сути партизанской войны. Никто ему не ставил задачу держать там плацдарм, или идти на Берлин. Несмотря на потери, "Дед" выполнил поставленную задачу – диверсии на нефтепромыслах, и сберег основную часть личного состава, что позволило сохранить боеспособность соединения.

Павел Пономаренко

(продолжение следует)
Просмотров: 1453 | Добавил: kpu-putivl | Теги: Сумской обком КПУ, Павел Пономаренко, Путивльский РК КПУ, Путивль, Руднев | Рейтинг: 0.0/0