Категории раздела
Парторганизация [1] |
Видео
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Август » 11 » Летчики. К 70-летию партизанского движения...
15:42 Летчики. К 70-летию партизанского движения... | |
В ходе одного из полетов на Путивль, где наши бомбардировщики наносили удары по скоплению бое-вой техники и живой силы противника, в самолет, ведомый лейтенантом Николаем Калининым, попал зенитный снаряд. Боевая машина вспыхнула и потеряла управление. Кабину пилотов заволокло дымом, пламя подбиралось к ногам, дышать было невозможно. – Что будем делать, Николай?– послышался тревожный голос штурмана Владимира Шведовского. – Всем прыгать! – приказал Калинин и взглянул на приборную доску: «Высота 500 метров – пора!» – Кто остался в самолете? Ответа не последовало… Задыхаясь от едкого дыма, теряя сознание, лейтенант из последних сил выбросился из горящей машины. Как раскрылся парашют, как он приземлился – этого он не помнил... Лейтенанта Н.М. Калинина подобрали немцы и отвезли в путивльский госпиталь для военнопленных. ...Только через сутки Калинин пришел в себя. Он лежал на койке, голова, спина, ноги были забинтованы, все тело ломило от нестерпимой боли. – Пить, – попросил он. Женщина налила в стакан воды, приподняла голову раненого и напоила его. – Где я? – В немецком госпитале… Софья, так звали медсестру, рассказала, что еще недавно этот госпиталь был советским, затем попал в окружение и не смог эвакуироваться, и что обслуживающий персонал состоит в основном из русских. Днем сосед по палате, покряхтев, обратился к летчику: – Вас зовут Калинин Николай Михайлович? – Ну, допустим, – настороженно ответил он. – Я Воскресенский Михаил Григорьевич, тоже летчик, летал на «пешках», был сбит истребителями, три дня назад доставлен в этот госпиталь. Летчики разговорились. Это был трудный разговор двух советских людей, оказавшихся в фашистском госпитале. Какого бы вопроса ни касались они, все сводилось к одному: при первой возможности – бежать. – Согласен, что надо. Только вот как побороть эту хворь? Однако молодость и неистребимое желание во что бы то ни стало выбраться из фашистского плена делали свое дело. Летчики постепенно стали подниматься на ноги и ходить, опираясь на костыли. На седьмые сутки их перевели в небольшую отдельную палату. Вскоре к ним пришла медсестра Софья. – Ну, как у летчиков дела? – Да вроде бы неплохо, вот только тоскуем по воздуху. – Будет у вас воздух чистый и бодрящий. Сегодня ночью вам принесут гражданскую одежду и в путь-дорогу. Наши товарищи о вас уже позаботились… Утром 2 октября 1942 года трое людей вышли потайной дверью из госпиталя и направились по глухим улицам Путивля. Впереди тихо шла Софья, за ней Калинин, замыкающим – Воскресенский. Вот они миновали городскую окраину, далее начинались Пруды. Здесь, в глухом переулке, их встретил партизанский связной Василий Докукин и повел к себе домой, где они пробыли сутки (через несколько дней оккупанты, узнав о связях Василия Докукина с партизанами, повесили его на глазах путивлян). А в госпитале был переполох: стали поголовно проверять обслуживающий персонал, больных… Софья временно осталась с летчиками. Затем Докукин отвел их в Сафоновку в дом Полтавцева, где они прожили до 6 октября. Потом пришли двое связных и сказали, что их хочет видеть командир партизанского отряда С.А. Ковпак. – Слыхал о вас, слыхал… Да и о результатах ваших бомбовых ударов осведомлен, – сказал Сидор Артемьевич, когда летчики добрались до партизанской базы, и добавил: – Такие налеты на вражеские тылы здорово отрезвляют головы взбесившихся фашистов. Только жаль, что вы некоторое время не сможете летать. Фронт уходит дальше на восток. Но ничего, доберемся до Брянских лесов, переправим вас к своим, а пока побудете с нами. Летчики-партизаны! Звучит неплохо. Прибывшим дали время отдохнуть, освоиться с обстановкой. Комиссар С.В. Руднев рассказал об отряде и командире: «Сидор Артемович участвовал в первой империалистической, а в гражданскую служил у Василия Ивановича Чапаева, выполнял задания Александра Пархоменко». Слава о боевых делах ковпаковцев вскоре разнеслась по всей Украине, Белоруссии, дошла до Брянских и Смоленских лесов. В начале зимы 1942-го к ковпаковцам примкнул еще один летчик – лейтенант Алексей Борисов. Во время штурмовой атаки немецких войск под Севастополем осколком снаряда был пробит бензобак. Самолет вспыхнул на высоте 30 метров – прыгать было бесполезно. Борисов посадил машину на поле. Едва успел выбраться, как штурмовик взорвался. Больше месяца Борисов скрывался в тылу, безуспешно пытаясь перейти линию фронта, пока не наткнулся на партизан-ковпаковцев, находившихся в тот момент в Глуховском районе. Вместе с Калининым и Воскресенским в составе партизанского отряда Борисов принял участие в Веселовском бою, и сражались не хуже, чем в воздухе. Летчики активно участвовали во всех боевых операциях: взрывали мосты, переправы, пускали под откос эшелоны с вражеской боевой техникой, обстреливали из минометов аэродромы. Весной 1942 года к Н.М. Калинину обратился командир Брянского партизанского отряда Д.В. Емлютин с просьбой построить первый партизанский аэродром по всем законам военной науки. Место для аэродрома выбрали вдали от селений с немецкими гарнизонами. В назначенный день закипела работа: с лопатами вышли все свободные от боевых заданий партизаны, приехали на подводах крестьяне из близлежащих деревень, привезли щебенку, другой строительный материал. По плану, составленному лейтенантом Калининым, выкорчевывался кустарник, выравнивались полосы. Бригады плотников строили в лесу склады для приема грузов, для горюче-смазочных материалов и «аэровокзал». Когда рабочая площадь аэродрома была готова, туда прибыл командир отряда Емлютин, осмотрел летное поле и сказал: – Поздравляю, товарищ Калинин! Вы, оказывается, не только хороший летчик и партизан, но и превосходный строитель. Перед Первомаем с Большой земли сделали запрос на посадку самолета Ли-2. Калинин обучил партизан, как раскладывать сигнальные костры, где ставить посадочный знак, как подавать необходимые сигналы и быстро расставлять фонари «летучая мышь». ...Ночь выдалась тихой и безоблачной. Самолет подлетел к аэродрому на малой высоте. Увидев на земле два пучка огней, экипаж дал ответный сигнал – три раза мигнул аэронавигационными огнями. Калинин приказал снять маскировку с посадочного знака. Летчик приземлил самолет, зарулил на стоянку и выключил моторы. Партизаны долго качали на руках прибывших членов экипажа... А. КАПИТОНЕНКО | |
|
Поиск
Архив записей
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь